выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Пенсионные копи

14.10.2008Налоги (276)
Копить или откладывать — вот в чем вопрос. На минувшей неделе глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова рассказала Госдуме, какие меры по «совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» намерено предпринять правительство.

Копить или откладывать — вот в чем вопрос. На минувшей неделе глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова рассказала Госдуме, какие меры по «совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» намерено предпринять правительство.

С одной стороны речь идет о восстановлении справедливости в отношении советских пенсионеров — тут прирост ожидается на уровне 10 % плюс по проценту за каждый год стажа, приобретенного до 1991 года. С другой — предусматривается возможность добровольного формирования пенсии — здесь речь о пенсионерах «будущих».

А чем, собственно, страховые взносы единого социального налога лучше? Спровоцируют ли новшества возврат к «серым зарплатам»? Обо всем об этом «Итоговая программа » НТВ министра Голикову и спросила.

Кирилл Поздняков, ведущий «Итоговой программы»: «Татьяна Алексеевна, в чем Вы видите плюсы того, что сейчас будет происходить в пенсионной системе?»

Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития РФ: «Совершенствование пенсионного законодательства и все предложения, которые были одобрены правительством, они настроены на гражданина, на то, чтобы его пенсионное обеспечение и сегодня, и в самой близкой перспективе, и отдаленной перспективе повышалось.

Очевидно, что сегодняшняя пенсионная система работает на два типа населения. Первый тип населения — это люди, которые, как правило, заработали свой стаж в советское время; и будущие пенсионеры, которые работают сейчас и которые будут уходить на пенсию, зарабатывая стаж сегодня. И предложения, которые одобрило правительство, они настроены на одну и на другую категорию людей.

Для первой категории людей, которые заработали стаж в советское время, мы предполагаем осуществить увеличение пенсий таким образом, что с 1 января 2010 года их пенсионные права у всех будут пересчитаны на 10 %. И потом к этим 10 % за каждый стаж работы в советское время до 1991 года будет добавляться 1 %. Среднее увеличение пенсии за счет этого механизма составит от 1700 до 2600 рублей, только вот этой части.

Скажем, если человек работал 14 лет до 1991 года, то прибавка по этому механизму будет составлять 24 %, 10 лет — плюс 14 %».

Ведущий: «Механизм понятен».

Татьяна Голикова: «И далее на уже пересчитанную пенсию для этого гражданина ежегодно будет устанавливаться индексация в зависимости от темпа роста доходов Пенсионного фонда. А темпы роста доходов Пенсионного фонда, естественно, будут зависеть от тех поступлений, который он аккумулирует. Это страховые взносы, к которым принято решение перейти, начиная с 1 января 2010 года, заменив страховыми взносами единый социальный налог с некоторым повышением.

Именно это некоторое повышение нужно для того, чтобы обеспечить более высокие темпы роста доходов Пенсионного фонда. Это с одной стороны. И с другой стороны — обеспечить его сбалансированность и меньшую зависимость от федерального бюджета.

Что касается будущих пенсионеров второй категории, то здесь важно учитывать, что это уже будут страховые взносы, и для них в момент ухода на пенсию и в момент установления пенсии размер по расчетам не должен быть ниже 40 % утраченного заработка. Того заработка, с которого в течение 30 лет уплачивались взносы.

Тема, которая обсуждается: а какой же это заработок? В ценах 2010 года и в предложениях, которые одобрены, это 415 тысяч рублей или эквивалент 135 % средней заработной платы в год в стране. И эта цифра не случайна. Это 2008 год, существующие 280 тысяч — это тоже эквивалент 135 % средней заработной платы. И ежегодно этот порог в 415 тысяч рублей должен индексироваться тоже по темпам роста средней заработной платы, чтобы поддерживать и размер доходов Пенсионного фонда, и размер будущих пенсий».

Ведущий: «Самая, наверное, дискутируемая сейчас в экспертном сообществе мера — это, собственно говоря, переход от единого социального налога к страховым взносам. Высказывается такое предположение, что возрастет нагрузка на бизнес. Это первое. И второе. По некоторым оценкам, возможен переход к так называемым „серым зарплатам“. Как Вы можете прокомментировать этот тезис? На Ваш взгляд, действительно ли произойдет нечто подобное?»

Татьяна Голикова: «Начну с последнего — относительно серых зарплат. Полагаю, что за последнее время бизнес у нас стал настолько цивилизованным, и это видно по поступлениям в бюджет Пенсионного фонда. Это самый показательный источник. Количество „серых зарплат“, если можно применить такой термин, оно уменьшается, и сейчас, в общем, ситуация стабилизировалась.

У нас некоторое время действовало соглашение с налоговой службой по мобилизации доходов в Пенсионный фонд. Это как раз было связано с неуплатой и с уходом от налогов. Мы в 2008 году отменили это соглашение, поскольку оно уже нецелесообразно, зарплаты выведены. И я не думаю, что работодатели будут возвращаться обратно к ситуации трехлетней давности. Такой перспективы мы для себя не рисуем.

А вот то, что касается некоторого повышения нагрузки, о которой говорится, действительно — происходит увеличение страховых взносов. Понятно беспокойство работодателей. Но мы рассматриваем этот вопрос, я имею в виду правительство, одновременно с выработкой комплекса мер, которые направлены на снижение налогового бремени.

К сожалению, эти вопросы разведены по времени в силу одного простого обстоятельства — нам нужен достаточно длительный период, чтобы перенастроить налоговую систему, систему Пенсионного фонда к новому платежу и к новой системе выплаты пенсий и перерасчета.

Я, выступая в Думе, сказала: мы надеемся, что законопроекты будут внесены в конце декабря — начале января. Начало января — это критический срок, исходя из того, что нам нужен минимум год на все эти изменения.

Что касается налогов, то здесь есть еще некоторое время для окончательного урегулирования этого вопроса. И, в принципе, даже начало весны следующего года — это еще не поздно. Главное, чтобы эти решения вступали в силу одновременно с 1 января 2010 года».

Ведущий: «То есть смысл в том, чтобы запустить комплекс целиком».

Татьяна Голикова: «Да. Председатель правительства, выступая на заседании, говорил о том, что мы исходим из того, что налоговая нагрузка не будет увеличена».

Ведущий: «Отправная точка расчетов пенсий — это два понятия: потребительская корзина и прожиточный минимум. Можно ли ожидать в ближайшее время


каких-то изменений в этом направлении, и нужны ли они? Ну, по крайней мере, всем понятно, что жизнь меняется очень быстро, особенно в последнее время».

Татьяна Голикова: «У нас есть закон „О потребительской корзине“, который говорит о том, что законодательно структура потребительской корзины меняется раз в пять лет. Последний пересмотр был в 2005 году, теперь пересмотр — в 2010 году. Потребительская корзина устанавливает набор продуктов, набор одежды и набор услуг, которые необходимы гражданину для жизни. И вот этот самый минимум является впоследствии выражением в деньгах — прожиточным минимумом.

Согласно этому же закону „О потребительской корзине“, этот прожиточный минимум ежеквартально устанавливается постановлением правительства и является, естественно, индикатором уровня жизни. Собственно, поэтому мы его и избрали в качестве критерия для сравнивания будущих размеров пенсий, которые мы намерены получить в результате наших действий в 2010 году.

Если принять те предложения, которые обсуждаются, то уже в 2010 году средний размер пенсии достигнет двух прожиточных минимумов. Если двигаться дальше и базироваться на том прогнозе, который сейчас есть у правительства до 2020 года, то к 2016 году это 2,5 прожиточных минимума, а к 2020-му — три.

Вы совершенно правильно поставили вопрос. Если мы серьезно изменим потребительскую корзину, и она соответственно повлечет за собой серьезные изменения прожиточного минимума, то эти пропорции тоже будут меняться. Но, естественно, это подтянет за собой и другие показатели уровня жизни, которые его характеризуют на сегодняшний день — пенсии, зарплаты и социальные пособия».

Ведущий: «Говорят, что наша пенсионная система в известной степени (можно даже сказать в высокой степени) зависит от федерального бюджета. На Ваш взгляд, те меры, которые сейчас будут приниматься и будут реализовываться, они увеличат нагрузку на федеральный бюджет или же, наоборот, будет некое послабление?»

Татьяна Голикова: «Да, на сегодняшний день пенсионная система находится в очень высокой степени зависимости от федерального бюджета. И если бы мы с вами сейчас ничего не предпринимали и не работали над предложениями по усовершенствованию пенсионного законодательства, то мы бы исходили из того, что средний размер трудовой пенсии был бы ориентирован на 1,6 — 1,7 прожиточных минимумов. И уровень зависимости пенсионной системы от федерального бюджета (я приводила эту цифру уже несколько раз) к 2050 году составил бы 86 %.

То есть пенсионная система, по сути, была бы инкорпорирована в расходы федерального бюджета. Только 14 % было бы собственных доходов. Это, кстати, связано с существующей сегодня природой налогового платежа, который формирует доходы пенсионной системы.

Что касается предложений 2010 года и степени зависимости пенсионной системы от федерального бюджета, я не буду говорить, что эта зависимость будет полностью устранена. Она все равно будет оставаться, но она будет минимальной. У федерального бюджета останутся фиксированные обязательства по перечислению денег в пенсионную систему, К их числу будет отнесена так называемая валоризация пенсионных накоплений для старших возрастов. И она, по расчетам, которые мы сейчас делаем, стоит 569 миллиардов.

Вот эти расходы будет нести на себе федеральный бюджет. Кроме этого, если в ближайшие годы возникнет технический дефицит, как мы это называем, в пенсионной системе, то он тоже будет покрываться за счет средств федерального бюджета. Технический дефицит — это дефицит, который не превышает сумму, скажем, в 200 миллиардов рублей.

Если сравнивать эти две цифры, которые я назвала, с сегодняшней ситуацией, то сегодня федеральный бюджет направляет на выплату базовой части пенсии и на дефицит бюджета Пенсионного фонда сумму, превышающую триллион триста. Это то, что касается расходов федерального бюджета. Они, с точки зрения пенсионных обязательств, уменьшатся».

Ведущий: «А откуда взялась эта мистическая цифра — 415 тысяч рублей? Она некоторых в известной степени насторожила. Почему-то создалось такое мнение, что после 415 тысяч в год зарплаты обязательных отчислений в Пенсионный фонд не будет, и соответственно эти люди, которые сейчас зарабатывают довольно приличные деньги, останутся без пенсии».

Татьяна Голикова: «Откуда взялась цифра 415… Цифра 415 родилась очень просто. Это, как я уже сказала, эквивалент 135 % средней заработной платы в стране. Если вернуться к сегодняшнему году, то существующие сегодня в Налоговом законодательстве 280 тысяч рублей, с которых уплачивается 20 % единого социального налога, — это и есть 135 % средней заработной платы в стране.

Что это такое, если перевести на население… Сегодня 280 тысяч рублей — это 82 % населения, которые имеют такую годовую заработную плату. 18 % населения получают заработную плату большую, чем 280 тысяч. И если мы переходим к механизму 415 тысяч с ежегодной индексацией по средней заработной плате, то мы все время поддерживаем планку 82 %.

Те 18 %, которые получают большую заработную плату, они тоже уплачивают в обязательную пенсионную систему. А разница, которая получается между их фактической заработной платой и той заработной платой, с которой они уплатили взносы, она действительно не облагается страховыми взносами.

И вот здесь вот очень важно иметь в виду следующее. Мы даем возможность этим гражданам добровольно вносить деньги либо в обязательную пенсионную систему, то есть в Пенсионный фонд Российской Федерации, либо в негосударственные пенсионные фонды, которые тоже сейчас развиваются в Российской Федерации. И для добровольных взносов в обязательную систему сегодня уже все механизмы созданы. Они заработали с 1 октября 2008 года.

Конечно, очень рано делать оценки — сколько туда придет людей, но пока ситуация оптимистичная. За первые дни октября у нас принесено 14 тысяч заявлений. Если говорить о контингенте или о половозрастной структуре, то 80 % женщины, 20 % мужчины. Возраст, в основном, от 30 до 50 лет. Это хороший показатель.

Я, конечно, не могу вам сказать пока по возрастам между 30 и 50, но уже то, что там есть 50-летние, — это тоже хорошо, потому что им осталось пять лет. Это значит, что они, внося средства, рассчитывают все-таки какую-то прибавку получать. И здесь очень важно государству и в нашем лице, и даже в вашем лице, помочь сформировать правильную мотивацию и объяснить, как это должно работать.

Поэтому, я думаю, мы тоже в этом направлении будем формировать соответствующую информационную политику, и в течение конца 2008 года, в 2009 году и дальше будем работать над объяснением того, как это должно быть. У нас все территориальные отделения Пенсионного фонда, все работники прошли соответствующее обучение — знают, как объяснять, как правильно формировать мотивацию. Они работают с гражданами. Соответствующие консультации можно получить в территориальных отделениях Пенсионного фонда на местах».

Ведущий: «Татьяна Алексеевна, ну, а мне объясните. Вот я, например, хотел бы тоже понять, могу ли я сейчас уже заняться формированием своей пенсии на добровольной основе».

Татьяна Голикова: «Можете. Можете просто на добровольной основе, по собственному желанию в негосударственные пенсионные фонды — сколько сочтете нужным. А можете в государственную пенсионную систему добровольно. И вы знаете, что за каждую тысячу рублей, внесенную добровольно, государство дает такую же тысячу, но не более 12 тысяч рублей. Если это работающий пенсионер, то сумма в 12 тысяч учетверяется и становится 48 тысячами рублей.

Почему это сделано? Потому что сегодня значительное количество граждан, находящихся в пенсионном возрасте, работают. Их 30,5 % от общей численности пенсионеров. Собственно, если сейчас это происходит, если они такое заявление подают, то в течение этого периода времени у них есть все шансы получить соплатеж со стороны государства. А подача заявлений — до октября 2013 года».

Ведущий: «Конечная цель, я так понимаю, — это 40 % от утраченного заработка. Многие ее называют амбициозной. Когда мы на эту цифру выйдем? И можно ли вообще оценить как-то перспективы дальнейшего развития нашей пенсионной системы?»

Татьяна Голикова: «40 %, в основном, касается будущих пенсионеров. То есть работающих сегодня. Если воспринимать это в классическом понимании, то идеально считать 30 лет с 2010 года. То есть — ввели норму, отработали 30 лет, там уже только страховые взносы, там нет налога. И это получается 2040 год.

Но это не означает, что только они могут рассчитывать на 40 %. Мы с вами, работающие сейчас и имеющие чуть-чуть советского стажа… С начала первой пенсионной реформы до 2010 года. Даже этот период времени все равно сыграет в позитив, и мы с вами сможем достигнуть этого размера — 40 %, выходя на пенсию раньше».

Источник:НТВ, "Пенсионные копи", 14.10.2008