выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Малый бизнес может повернуться к кредитованию

15.10.2008Бизнес (5669)
Санкт-Петербург. По данным Российской лизинговой ассоциации, объем нового бизнеса лизингодателей, связанного с малым бизнесом, в 2007 году составил $8,5 млрд.

Санкт-Петербург. По данным Российской лизинговой ассоциации, объем нового бизнеса лизингодателей, связанного с малым бизнесом, в 2007 году составил $8,5 млрд.


Значительная часть этих сделок была направлена на приобретение автотехники, поскольку автомобиль считается одним из самых ликвидных объектов лизинга.


Все будет дороже
Тем не менее ставки лизинговых платежей на авто для начинающих предпринимателей по-прежнему высоки, и предпосылок к их снижению не будет. Более того, лизинговые компании практически единодушны в своем стремлении более жестко подходить к отбору клиентов и увеличивать сроки рассмотрения заявок - в том числе и от предприятий малого и среднего бизнеса. В связи с этим возникает несколько вопросов: будет ли перераспределение клиентов-лизингополучателей сферы малого бизнеса между банками и лизинговыми компаниями, а также как отреагирует малый бизнес на увеличение стоимости заемного финансирования.


Сравнение с кредитом
Сравнивать лизинг и кредит - добрая традиция финансовой практики последних лет. При очевидных различиях этих видов приобретения необходимых для развития бизнеса активов клиенты все равно каждый раз делают непростой выбор в пользу одного из них. Сегодня рынок финансирования побуждает их не только хорошо подумать, но и завести привычку подавать заявки сразу в несколько финансовых учреждений. По словам Сергея Поздникова, начальника отдела организации кредитования малого бизнеса Управления кредитования Северо-Западного банка Сбербанка России, лизинг и кредит в области малого бизнеса никогда не составляли друг другу прямой конкуренции.
«У нас разные условия финансирования, - поясняет он. - Лизинг всегда был удобен тем, что само оборудование или техника выступали в качестве залога. В условиях, когда лизинговые компании ужесточают процедуру принятия решения о сделке, я думаю, больше малых предпринимателей обратится к кредитам как к источнику финансирования. По нашим программам для малого бизнеса изменений в сроках рассмотрения заявки или в требованиях к заемщикам в последние месяцы не было».


Не подходит
Ситуация усугубляется и тем, что для многих видов бизнеса лизинг как инструмент финансирования теряет важную составляющую своей привлекательности - возможность оптимизировать налогообложение.
«Мы пользуемся лизингом крайне редко, - говорит Елена Иванова, главный бухгалтер российско-финской клиники «Ава-Петер». - Дело в том, что одно из конкурентных преимуществ лизинга - льготы по возврату НДС. Но поскольку большая часть оборудования, которое мы приобретаем, - медицинское и НДС не облагается, то и экономического смысла в лизинге мы не видим».


Круговорот
С другой стороны, на рынке сейчас появилось достаточно много предприятий малого бизнеса, нуждающихся в финансировании, но не имеющих возможности его получить. Поэтому недостатка в предприятиях малого бизнеса, желающих получить то или иное оборудование, технику и транспорт в лизинг, в ближайшее время быть не должно.
«Поскольку многие банки приостановили свои кредитные программы, мы сейчас наблюдаем большой приток клиентов, - отмечает Андрей Вавилов, заместитель начальника управления кредитования малого бизнеса Балтинвестбанка. - Разумеется, среди них много и неблагонадежных клиентов, тех, кому нам приходится отказывать по объективным причинам. Поэтому и у банков возрастает процент отказов. Сейчас вообще можно наблюдать массовое перебегание клиентов, очень заметно движение на рынке. Многие предприниматели подают заявления сразу в несколько организаций, надеясь получить финансирование хоть где-нибудь. Вполне возможно, что те представители малого бизнеса, которые отчаялись получить финансирование в своих банках, обратятся в лизинговые компании».


Зависимость от авто
Большинство лизингодателей, занимающихся лизингом для малого бизнеса, работают с автомобилями как с наименее рисковыми объектами лизинга. Автомобиль ликвиден, не требует специального места для хранения и в случае чего может быть безболезненно реализован лизинговой компанией.
Рост рынка лизинговых услуг в течение последних лет был связан, по мнению экспертов, с общим ростом автомобильного рынка. Например, по данным компании «Рослизинг», в 2007 году продажи легковых автомобилей в России выросли более чем на 37% количественно и на 67% - в стоимостном выражении, при этом количество проданных иномарок увеличилось на 64%. Как будут развиваться и конкурировать лизинг и кредитование на приобретение автомобилей, покажут ближайшие месяцы.